Блог профессионалов
event-рынка
Логин:
Пароль:
detimira
Елена Козлова »

Последнее обновление:
10 декабря 2013 г.

Что такое благотворительность в России?

понедельник, 11 июня 2012 г.

Вот если задать любому человеку вопрос: «Что такое благотворительность для него?», то можно услышать различные варианты ответов. Кто-то скажет, что это хорошая тема для самореализации, кто-то скажет, что дополнительная возможность обогатиться за чужой счет. Сколько людей, столько и мнений

В России тема благотворительной деятельности становится с каждым годом все популярнее и популярнее, появляется все больше и больше новых благотворительных организаций. Хорошо это или плохо? Здесь есть два момента. С одной стороны – это хорошо, возникают новые дополнительные возможности по решению социально значимых задач, которые не могут быть профинансированы государством. С другой стороны, возможно, это плохо, так как в настоящий момент в России полностью отсутствует регулирование такой деятельности со стороны Государства. Точнее в рамках законодательства оно есть, но на практике оно совсем не работает. Кто-то со мной может не согласиться, но это его право.

Сейчас я хочу донести свою точку зрения на этот вопрос, так как мне каждый день приходиться сталкиваться с благотворительной и социально значимой деятельностью. Как же строится благотворительная деятельность в настоящий момент в России?

Основной задачей благотворительного фонда является аккумулирования денежных средств, которые в фонд попадают от жертвователей на добровольной основе в виде благотворительных взносов. Могу сразу сказать, что оборот денежных средств в благотворительных организациях России составляет примерно от 5 до 10 млрд рублей. Сюда же еще надо приплюсовать те благотворительные взносы, которые не показываются или собираются группой граждан, не имеющих официального статуса благотворительной организации. Это достаточно серьезная сумма для решения каких-то важных социальных задач. При таком объеме благотворительных взносов сами благотворительные взносы расходуются неэффективно.

Попытаюсь объяснить на примере. По закону благотворительный фонд имеет право оставить на свои собственные цели 20%. В эти 20% должны быть включены все расходы на содержание и развитие фонда, рекламные услуги, транспортные расходы, связь, заработную плату. Допустим, если пришло 100 рублей на расчетный счет фонда, то из этих 100 рублей только 20 могут быть потрачены на зарплату, аренду и так далее. То есть по факту заработная плата сотрудника не может быть фиксированной, а должна быть привязана к этим 20% либо финансироваться из других источников. И если на расчетном счету нет средств или есть, но целевые, сотруднику заработная плата не может быть выплачена. Это если исходить и законодательства.

А что происходит в реальности? В реальности ситуация следующая. Каждый благотворительный фонд имеет свой штат сотрудников (если брать известные фонды, то это примерно 30-50 человек, если брать менее известные, то в среднем по 15-20 человек). Каждый сотрудник получает заработную плату. В Москве средняя заработная плата у сотрудников благотворительной организации от 30000 до 45 000 рублей. Если провести несложные математические операции, то получаем примерный диапазон заработных плат на сотрудников от1,5 до 2 млн рублей в месяц, сюда же надо добавить аренду помещения, связь, интернет, транспорт, расходы на рекламу. Получается достаточно серьезная сумма, которая может колебаться от 2,5 до 5 млн рублей в месяц. Если брать в основу законодательство, то эти 2,5 млн рублей являются теми самыми 20%, которые по законодательству Фонд имеет право оставить на свои нужды. Значит 100% должны составлять 12,5 млн рублей в месяц. Такие средств собирают только благотворительные организации, которые оказывают помощь в лечении детей. Это вообще отдельная тема, которую мы затронем в следующих статьях. Если брать во внимание фонды, которые занимаются оказанием помощи детским домам и другим организациям социальной адаптации, то такие суммы практически никто не собирает. Суммы, согласно статистке фондов, приходят значительно меньше. Возникает вопрос – откуда тогда идет финансирование постоянных издержек на содержание фонда? Здесь тоже все достаточно понятно и просто. Не хватающие средства просто забираются из тех 80%, которые являются целевыми. Вы спросите: «Как это возможно?» Все очень просто, у каждого фонда есть свой устав. По уставу 80% должны пойти на уставную деятельность фонда. А в уставной деятельности дано четкое описание, что такое благотворительная акция. В частности может быть написано, что в понятие благотворительная акция может быть включены расходы на проведение, оплата труда, рекламные расходы, транспорт, а также прочие расходы. Фактически все 100% средств при желании благотворительная организация может оставить себе. То есть оплата постоянных издержек на содержание фонда не противоречит уставу и лежит в рамках закона.

Хочу обратить внимание на тот момент, что почти все фонды просят прислать благотворительный взнос с пометкой «благотворительный взнос на уставную деятельность». Что это означает? Все взносы, которые приходя на расчетные счет фондов с пометкой «благотворительный взнос на уставную деятельность» налогом не облагаются. Если есть такая пометка, то они все могут быть потрачены так, как посчитает Фонд. То есть могут быть полностью 100% списаны.

Тогда как сделать так, чтобы деньги уходили по назначению, а не оседали в кармане фонда? Рассмотрю обычную ситуацию и обычный механизм - каким образом привлекаются благотворительные взносы на расчетные счета фондов. Обычно, чтобы привлечь большое количество взносов, необходима какая-то цель сбора благотворительных средств. Для этого существует два пути.
Первый и наиболее правильный – это проведение какой-то конкретной акции. Это может быть помощь какой-то конкретной организации, закупка чего-то конкретного, помощь конкретному ребенку. Любое пожертвование, которое будет приходить на эту акцию, будет иметь пометку этой акции. Что это означает, что средства могут быть потрачены исключительно только на те цели, которые прописаны в этой акции, и будут являться целевыми. По закону это не менее 80%. То есть эти средства являются целевыми, и их нельзя потратить на какие-то другие цели, которые не указаны в механизме проведения акции. На сегодняшний день адресная помощь с точно указанной целью, полностью прописанной сметной частью или необходимыми нуждами является самой прозрачной схемой реализацией благотворительных акций.

Но многим фондам такое целевое перечисление не выгодно, потому что невозможно использовать средства на свои цели, можно только 20%. То есть фактически при таком подходе для обеспечения своих постоянных расходов фонд обязан увеличивать обороты реально оказываемой помощи. Что такое увеличить оборот для фонда – это начать использовать средства целевым образом, показывая максимальную прозрачность своей работы. И уже тех средств, которые по факту у них есть в наличии, не будет хватать на нужды фонда и содержание штата сотрудников. Фондам не выгодно, чтобы средства приходили с конкретными пометками. Именно поэтому фонды просят указывать только «на уставную деятельность». Это и есть второй путь привлечения средств, который позволяет перекрывать без ущерба для себя свои нужды. Но здесь возникает второй момент – расстановка приоритетов. По факту первоочередным становятся нужды организации, а потом уже все остальное.

Теперь хочу обратить внимание на то, каким образом должны оформляться благотворительные взносы. Любой благотворительный взнос, приходящий в благотворительный фонд, должен быть документально зафиксирован. Обычно это договор благотворительного пожертвования или договор благотворителя, или какой-то другой договор, в котором прописано на какие цели и куда пойдут выделенные благотворителем средства. В договоре обязательно есть пункт о том, с какой пометкой приходят средства. Обычно это «благотворительный взнос на уставную деятельность». Как писалось уже ранее, на основании устава фонда такая пометка дает возможность использовать средства по усмотрению фонда. Получается, что когда жертвователь дает свои деньги и подписывает такой договор, он автоматические соглашается с тем, что на его благотворительные взносы может быть оказана как благотворительная помощь, так, например, и куплена дорогая машина. По законодательству фонд прав, и ни каких претензий по поводу того, что средства были потрачены нецелевым образом, предъявить невозможно. Все оформлено в соответствие с законом. Именно поэтому фонды и просят, чтобы все средства шли с такой пометкой «благотворительный взнос на уставную деятельность». Это все выдумки по поводу того, что если средства зайдут с какой-то конкретной целевой пометкой, то после окончания благотворительной акции остатки благотворительных взносов зависнут. Для того, чтобы средства были использованы на другие проекты, достаточно прописать только одну строчку, что благотворительный взнос после окончания акции направлен на реализацию любого другого целевого проекта.

Так что необходимо сделать для того, чтобы благотворительные взносы были использованы целевым образом?

1. При выборе благотворительной организации надо понимать, какие цели деятельности заложены в уставе фонда, каким образом прописан пункт в уставе, который объясняет, что такое благотворительная акция

2. После того, как вы уже выбрали фонд для сотрудничества, необходимо подписать договор о сотрудничестве и совместном проведении благотворительных акций. В этом договоре должны быть четко прописаны обязанности и права обеих сторон. Если фонд готов подписать такой договор, то это говорит о том, что благотворительная организация готова отвечать за свои действия во время проведения благотворительного или социально значимого проекта. Как представитель благотворительной организации, могу с уверенностью сказать, что такие договора нам значительно облегчают работу при проведении благотворительных проектов.

3. Подписанный договор позволяет проводить совместные благотворительные и социально значимые проекты. Для этого такие проекты прописываются отдельными дополнительными соглашениями. В этих допсоглашениях прописаны расходы на проведение акции, какие ресурсы необходимы для проведения мероприятия, каков механизм проведения благотворительной акции. Для еще большей прозрачности описание этой акции выставляется на сайтах как организации, принимающей участие в благотворительной акции, так и благотворительного фонда. Если фонд по какой-либо причине отказывается прописать таким образом совместный благотворительный проект, ссылаясь на то, что «нам не нужны бюрократические проволочки, давайте обойдемся без бумажек». Это может говорить о том, что ваши благотворительные взносы будут использованы нецелевым образом. К тому же наличие такого дополнительного соглашения о проводимой акции дает возможность более жесткого контроля за оказанной благотворительной помощью конечному благополучателю .

4. Есть еще один момент, который хочу затронуть в этой статье. Партнер по проведению благотворительной акции (по желанию) может сам присутствовать при передаче благотворительной помощи, может попросить благодарственное письмо от организации-благополучателя. Если фонд отказывается дать такое письмо или считает, что благотворительность должна быть анонимной, это может снова говорить о том, что ваши благотворительные взносы могут уйти не по назначению.

5. Обязательном порядке при передаче благотворительной помощи у благотворительного фонда должны быть акты приема-передачи благотворительной помощи конечному благополучателя или аналогичный документ. Это позволяет опять же при необходимости проверить наличие передаваемой благотворительной помощи у конечного благополучателя. Если фонд отказывается предоставить такие акты, то это снова наводит на мысль, что работа фонда может быть непрозрачной.

Все вышеперечисленные пункты позволяют минимизировать риски при использование благотворительных взносов нецелевым способом. Конечно же существуют и другие нюансы при выборе и работе с благотворительными организациями, но о них я расскажу в других статьях.

 

С уважением, Елена Козлова

PR-директор МБФ “Дети Мира”

Тел.: +79107482703

+79672940537

ICQ: 167095578

mailto: ekozlova@deti-mira.ru или info@brand-life.org

Почтовый адрес: 125057, Россия, г. Москва, Фонд «Дети Мира»

Сайт www.brand-life.org


21:28      Комментариев нет

Войти как пользователь
Логин:
Пароль: